Наши статьи

COCO CHANEL

COCO CHANEL: роскошь это противоположность пошлости

История Габриэль Шанель — это классическая драма в стиле Диккенса о девушке из нищеты, которая смогла завоевать модный мир и стать его королевой. Родившись в крайне бедной семье 19 августа 1883 года, Шанель была отдана в приют после смерти матери, где она была под опекой католических монахинь.

История Габриэль Шанель - это классическая драма в стиле Диккенса о девушке из нищеты, которая смогла завоевать модный мир и стать его королевой.
История Габриэль Шанель - это классическая драма в стиле Диккенса о девушке из нищеты, которая смогла завоевать модный мир и стать его королевой.-2

Имя Коко Шанель — Габриэль Бонё Шанель. Французское слово «Bonheur» означает «счастье». Прозвище «Коко» было дано молодой певице во время ее выступлений в кабаре. Она часто исполняла известную песню из своего репертуара, названную «Ко Ко Ри Ко».

Трудные условия ее детства и окружение вдохновили ее творчество и стали основой для будущих коллекций, созданных для богатых клиентов. Начало 1920-х годов стало новой эрой свободы для женщин. Простота стиля, предложенного Шанель, идеально соответствовала предпочтениям женщин того времени. Она изобрела так называемый «нищий стиль» или genre pauvre и одела представительниц высшего общества в мужские свитера из джерси, белые воротнички и манжеты официанток, форму механиков и рубашки моряков.

История Габриэль Шанель - это классическая драма в стиле Диккенса о девушке из нищеты, которая смогла завоевать модный мир и стать его королевой.-3

Для удобства во время путешествия на гондоле в Венеции или прогулок на лошадях, Коко Шанель решила надеть брюки, вызвав возмущение в мире моды. Она разработала специальные брюки для женской фигуры и внедрила их в моду. Остальные модницы быстро последовали ее примеру. В течение дня Шанель предпочитала носить облегающие брюки, а для вечерних выходов она создала широкие и длинные модели.

В то время тельняшки были лишь частью морской формы моряков. Коко Шанель осознала, что тельняшка является удобной и практичной одеждой. Она начала носить их не только при поездках на море, но и в повседневной жизни. Позднее дизайнер стала использовать тельняшки в своих коллекциях. В настоящее время тельняшка считается классическим предметом гардероба.

Сама Шанель комментировала это следующим образом:

«Некоторые считают, что роскошь — это противоположность бедности. Это не так. Роскошь — это противоположность пошлости».

Простота стиля Chanel стала частью ее привлекательности. Ее модели были легко копируемы и могли быть массово произведены. Она не препятствовала этому, в отличие от других парижских дизайнеров. Однажды она заметила:

«Как-то раз тридцать лет назад, я ужинала в Жиро. Я насчитала 23 женщины, одетых в платья Chanel. Но только одно из них было из моего ателье. И мне показалось это очень лестным».

История Габриэль Шанель - это классическая драма в стиле Диккенса о девушке из нищеты, которая смогла завоевать модный мир и стать его королевой.-4

В 1921 году Коко Шанель представила нам самый известный парфюм Chanel № 5. Это были первые мире духи, содержащие в огромном количестве синтетические вещества и альдегиды, благодаря которым запах был стойкий и держался очень долго. Когда Мэрилин Монро спросили, что она одевает в постель, то Монро ответила: «Всего несколько капель Шанель № 5».

Габриэль Шанель стала олицетворением моды, все, что она делала, становилось популярным. Она превратила загар в моду, вернувшись с Ривьеры. Когда она однажды надела мужской тренч на гонках, на следующий день все начали носить тренчи.

Мэрилин Монро. Эд Файнгерш, март 1955 года. 7 апреля 1952 года на обложке журнала Life появляется фотография Мэрилин Монро. В этом же номере опубликовано интервью с голливудской дивой, в котором она делает свое знаменитое откровенное признание. На вопрос «Что вы надеваете, когда ложитесь спать?» актриса ответила: «Только несколько капель Chanel N°5». В 1955 году фотограф Эд Файнгерш создал серию портретов Мэрилин Монро, где она наносит на себя духи Chanel N°5.

Мэрилин Монро. Эд Файнгерш, март 1955 года. 7 апреля 1952 года на обложке журнала Life появляется фотография Мэрилин Монро. В этом же номере опубликовано интервью с голливудской дивой, в котором она делает свое знаменитое откровенное признание. На вопрос «Что вы надеваете, когда ложитесь спать?» актриса ответила: «Только несколько капель Chanel N°5». В 1955 году фотограф Эд Файнгерш создал серию портретов Мэрилин Монро, где она наносит на себя духи Chanel N°5.

Анри Робер создает Pour Monsieur, единственный мужской аромат CHANEL, выпущенный при жизни Мадемуазель Шанель. Свежая шипровая композиция раскрывается аккордом цитрусовых, за которыми следуют пряные ноты сердца и древесный шлейф.

Анри Робер создает Pour Monsieur, единственный мужской аромат CHANEL, выпущенный при жизни Мадемуазель Шанель. Свежая шипровая композиция раскрывается аккордом цитрусовых, за которыми следуют пряные ноты сердца и древесный шлейф.

Сиротка из французской провинции очень быстро стала богатой женщиной и радовалась своим деньгам, ведь по ее словам «они придают свободу». Шанель носила жемчужное колье стоимостью 75 000 долларов в сочетании с простыми платьями. Она сочетала бижутерию с драгоценностями, доказывая, что главное в украшениях — это не благородный металл или драгоценные камни, а сила искусства и новый, уникальный подход к дизайну. Хотя у нее была большая коллекция ювелирных изделий, она предпочитала носить бижутерию. Она легко дополняла свой минималистичный образ из черного платья, добавляя несколько нитей искусственного жемчуга:

«Люди с хорошим вкусом носят бижутерию. Всем остальным приходится носить золото», — говорила знаменитая Мадемуазель.

История Габриэль Шанель - это классическая драма в стиле Диккенса о девушке из нищеты, которая смогла завоевать модный мир и стать его королевой.-7

Габриэль не любила бриллианты. Именно поэтому она ввела моду на бижутерию и жемчуг. Дизайнер говорила:

«Большие, как пробка от графина, бриллианты, которые служат знаком богатства мужа или любовника женщин, которые их носят. Я не люблю драгоценности ради драгоценностей, бриллиантовые серьги или нити жемчуга, которые вынимают из сейфа, чтобы показаться в них вечером, а потом кладут обратно в сейф и которые чаще всего принадлежат какому-нибудь акционерному обществу. Украшений должно быть много. Если они настоящие, это отдает хвастовством и дурным вкусом. Я делаю фальшивые и очень красивые. Они даже красивее настоящих».

В 1922 году Шанель начала создавать свою собственную линию бижутерии при помощи графа Этьена де Бомона — прославленного ценителя искусства и легенды парижской высшей сферы.

Коко Шанель и Этьен де Бомон

Коко Шанель и Этьен де Бомон

Де Бомон был экспертом в области бомонда и постоянным гостем аристократических событий, и он отлично знал, как впечатлить требовательную публику. Он создавал эскизы будущих украшений для Шанель и принимал участие в создании длинных колье из многоцветного стекла Gripoix.

История Габриэль Шанель - это классическая драма в стиле Диккенса о девушке из нищеты, которая смогла завоевать модный мир и стать его королевой.-9

«По-настоящему яркую женщину чёрный не затмит!»: Коко Шанель

Несмотря на то, что белый, бежевый, золотой и красный символизируют Шанель, чёрный был её любимым цветом. Она считала, что чёрный раскрывает женскую притягательность, сексуальность и грацию. Несмотря на модные в её время пышные наряды с обилием декора, Коко придумала маленькое чёрное платье. Сегодня оно — неотъемлемая вещь базового гардероба, которая есть у каждой девушки. Ей больше нравилась удобство, лаконичность и простота. Чёрный цвет был воспринят как революцию — он считался скучным, но великая мадемуазель знала, что чёрный цвет лишь подчеркнёт красоту и элегантность по-настоящему яркой женщины. Она говорила, что нет ничего более стильного, чем маленькое чёрное платье.

Бижутерия Chanel перевернула представление общества о ювелирных изделиях, доказывая, что важнее не благородные металлы или драгоценные камни, а сила, заложенная в дизайне и творческом подходе. Несмотря на наличие у Шанель обширной коллекции настоящих ювелирных изделий, она предпочитала сочетать их с бижутерией. Таким образом, она могла придать своему минималистическому образу особую драматичность, например, добавив к маленькому черному платью несколько нитей искусственного жемчуга.

Габриэль Шанель на зеркальной лестнице в своей квартире на улице Камбон, 31. Робер Дуано, 1953 год

Габриэль Шанель на зеркальной лестнице в своей квартире на улице Камбон, 31. Робер Дуано, 1953 год

История художественного развития Габриэль Шанель — это история превращения нищенки в королеву моды, которая изменяла представления о стиле и эстетике. Ее простота и уникальный подход к моде продолжают вдохновлять дизайнеров по всему миру до сегодняшнего дня.

Итальянская актриса Джина Лоллобриджида в окружении манекенщиц CHANEL, демонстрирующих твидовые костюмы и двухцветные туфли, 25 октября 1964 года

Итальянская актриса Джина Лоллобриджида в окружении манекенщиц CHANEL, демонстрирующих твидовые костюмы и двухцветные туфли, 25 октября 1964 года

Габриэль Шанель, 1957 год. Фото: Майк де Дюльмен

Габриэль Шанель, 1957 год. Фото: Майк де Дюльмен

У Коко был 40-ой размер обуви и, чтобы визуально уменьшить размер ступни и сделать ноги более длинными, Шанель в 1957 году создала легендарные двухцветные туфли-лодочки с открытой пяткой на невысоком каблуке.

Шанель говорила: «Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю». Поэтому в 1955 году она придумала простую и гениальную вещь — маленькую сумочку на длинной цепочке. Ее можно было повесить на плечо, оставив руки свободными. Сумка носит имя «2.55» и выпускается до сих пор.

Франсуа Гюго был ювелиром с неповторимой фантазией и близким другом художника-сюрреалиста Макса Эрнста. Он также внес свой вклад в создание бижутерии, разрабатывая эскизы для брошей, пуговиц и клипс. Гюго поддерживал дружеские отношения и сотрудничал с известными художниками, включая Жана Кокто и Пабло Пикассо. Его творческое мышление и художественный взгляд привлекли внимание Коко Шанель.

В 1920-х годах Шанель познакомилась с герцогом Фулько ди Вердурой, который работал у нее дизайнером по текстилю. Коко заметила его талант и попросила создать несколько эскизов для ее коллекции украшений. Вскоре Фулько стал главным дизайнером ювелирных изделий Chanel и занимал эту должность в течение восьми лет до своего переезда в Америку в 1934 году.

Совместно Шанель и Фулько переосмыслили Мальтийский крест, вдохновив его новыми идеями. В модернизированной версии Мальтийский крест был украшен разноцветными полудрагоценными камнями и использован в парных браслетах-манжетах с белой эмалью. Шанель часто носила эти браслеты и они стали основой коллекции украшений Chanel. Выбор Мальтийского креста символизировал восьмь рыцарских добродетелей, включая искренность — качество, которое присутствовало в работах Шанель.

История Габриэль Шанель - это классическая драма в стиле Диккенса о девушке из нищеты, которая смогла завоевать модный мир и стать его королевой.-13

Вы когда-нибудь задумывалась о том, почему именно лев присутствует на украшениях Chanel? Лев — это символ Вененции, куда после гибели в автокатастрофе её возлюбленного Артура Кэйпеля отправилась и она, чтобы залечить душевную рану. Венецианский лев Святого Марка стал для Шанель символом возрождения к новой жизни. К тому же знак зодиака Коко Шанель именно лев. Он был единственным животным, которое присутствовало в работах Коко: на пуговицах твидовых костюмов Chanel, на застёжках, на многих ювелирных украшениях.

В 1932 году Шанель представила свою первую и единственную коллекцию высокого ювелирного искусства под названием Bijoux de Diamants, основанную на бриллиантах. Этот шаг от бижутерии к драгоценным камням был смелым решением, которое отразило изящество и блеск, привлекшие Коко. Хотя некоторые дизайнеры ювелирных украшений критиковали работы Шанель, рассматривая ее только как создательницу костюмной бижутерии, ее эксперименты в ювелирном направлении имели успех.

История Габриэль Шанель - это классическая драма в стиле Диккенса о девушке из нищеты, которая смогла завоевать модный мир и стать его королевой.-14

Коко 37 лет жила в одном из шикарнейших отелей Парижа под названием «Ritz». Её партнёр в делах Динкладж делал всё, чтобы она оставалась там дольше. Сама Шанель называла свое парижское жилище не иначе, как «домом». Шикарные апартаменты с видом на Вандомскую площадь и сады Ритца, состоят из двух спален, гостиной и двух ванных комнат. Коко Шанель скончалась в этом же отеле в 1971 году, в возрасте 87 лет.

В 1953 году Коко познакомилась с Робертом Гуссенсом, чьи работы были вдохновлены искусством различных древних культур. Она была очарована его творениями, созданными под влиянием украшений Византии, Древнего Египта и других античных стилей. Гуссенс стал официальным создателем бижутерии для Chanel после того, как показал Шанель свои уникальные работы. Ранее он уже был известен в мире создания ювелирных украшений для модных домов Rochas и Balenciaga, а также для соперницы Шанель, Эльзы Скиапарелли.

Робер Гуссенс происходил из семьи, связанной с металлургией, и изначально обучался изготовлению ювелирных изделий как подмастерье. Его работы отличались высоким качеством и оригинальным дизайном, что привлекло внимание Коко Шанель. Встреча с Гуссенсом стала поворотным моментом, и он стал основным создателем бижутерии для Дома Chanel.

Однако настоящий успех и расцвет ювелирного направления в Chanel пришел только в 1993 году, когда Карл Лагерфельд стал креативным директором компании. Под его руководством был открыт ювелирно-часовой бутик Chanel в Париже. В честь этого события были представлены оригинальные модели Bijoux de Diamants и новые коллекции.

Манекенщица Мари-Элен Арно в костюме из коллекции Haute Couture Осень-Зима 1958/1959. Журнал Vogue, сентябрь 1958 года.

Манекенщица Мари-Элен Арно в костюме из коллекции Haute Couture Осень-Зима 1958/1959. Журнал Vogue, сентябрь 1958 года.

Коко Шанель произвела революцию в женской моде и придумала женский костюм. Считалось, что твид и джерси — это грубые ткани, подходящие для пошива исключительно мужских костюмов. Однако Шанель разрушила этот стереотип и создала женские твидовые костюмы, которые стали воплощением элегантности и роскоши. В такие костюмы с удовольствием облачились «звёзды» кино, сцены и даже жёны президентов, например, Джеки Кеннеди — известная законодательница моды.

Таким образом, Коко Шанель продолжала экспериментировать в сфере ювелирного искусства, начиная с коллекции Bijoux de Diamants в 1932 году и продолжая сотрудничество с талантливыми ювелирами, такими как Робер Гуссенс. Ее работы получили признание и оказали большое влияние на мир моды и ювелирного искусства.

Гуссенс разделял Шанельную страсть к сочетанию искусственных и полудрагоценных камней в своих изделиях. Одной из его знаменитых работ была золотая брошь с тремя жемчужинами и бриллиантом, которую сама Шанель носила и включила в свои коллекции. Гуссенс продолжал сотрудничать с Chanel даже после смерти Коко Шанель в 1971 году.

Колье от Chanel со стеклом Gripoix, разработанное Робертом Гуссенсом

Колье от Chanel со стеклом Gripoix, разработанное Робертом Гуссенсом

Сегодня ответственность за развитие ювелирных традиций Chanel лежит на плечах креативного директора ювелирной студии Патриса Легеро. Он создает уникальные коллекции, от посвященной России «Le Paris Russe De Chanel» до современной интерпретации легендарной коллекции 1932 года. Переосмысление старых идей будет представлено в июле этого года в Париже, в честь 90-летия оригинальной коллекции.

Отец Легеро был учителем рисования, что вдохновило его на любовь к живописи и акварели. Как истинный художник, он смело экспериментирует, сочетая в своих ювелирных работах бриллианты и горный хрусталь, создавая особый двойной блеск. Он стремится к тому, чтобы его ювелирные украшения не устаревали, как настоящая классическая живопись, которая сохраняет свою ценность и актуальность на протяжении времени. Легеро разделяет страсть Коко Шанель к универсальности и многофункциональности изделий. В новой версии коллекции 1932 года будут представлены украшения-трансформеры, включая колье Allure Céleste, сочетающее бриллианты и прекрасный синий сапфир.

Chanel. Коллекция «1932». Колье Allure Céleste

Chanel. Коллекция «1932». Колье Allure Céleste

Сегодня Chanel продолжает чтить основные принципы, которые заложила Коко Шанель, объединяя изысканность ювелирного искусства с смелостью бижутерии. Ее модный дом остается пионером в области модной бижутерии, а ее культовые украшения до сих пор пользуются популярностью, сохраняя свою актуальность и привлекательность.

История Габриэль Шанель - это классическая драма в стиле Диккенса о девушке из нищеты, которая смогла завоевать модный мир и стать его королевой.-18

Существует точка зрения, что успех Шанель был обусловлен ее связями с богатыми мужчинами. Несмотря на то, что она не умела рисовать и не любила шить, ее детство развивало в ней изобретательность и острый ум, а также инстинкт выживания. Эти качества помогли ей достичь процветания, однако не принесли счастье в личной жизни. Шанель была прекрасной и язвительной («Как маленький черный лебедь», по словам Жана Кокто; «Как маленький черный бычок», сказала Сидони Габриэль Колетт). Она заводила один роман за другим, но никогда не вышла замуж.

История Габриэль Шанель - это классическая драма в стиле Диккенса о девушке из нищеты, которая смогла завоевать модный мир и стать его королевой.-19

Ее оппортунистический характер сыграл злую шутку после Второй мировой войны, когда ее ассоциация с немцами создала неприятный оттенок. Было известно, что Шанель поддерживала роман с немецким офицером и, возможно, даже сотрудничала с нацистами и действовала как их шпион.

Когда в 1954 году Шанель представила свою первую коллекцию после войны, общественное мнение было крайне негативным. Ее связь с нацистами еще не была забыта.

Однако, ее модели смогли вернуть расположение модниц со всего мира, и вскоре ее коллекции стали пользоваться огромным успехом как в Европе, так и в США. Возможно, репутация Габриэль Шанель так и не была полностью восстановлена, но классический костюм Chanel все еще занимает почетное место в мире моды.

История Габриэль Шанель - это классическая драма в стиле Диккенса о девушке из нищеты, которая смогла завоевать модный мир и стать его королевой.-20

В 1960-х годах Шанель снова вызвала протест фэшн сообщества, высказав свое отрицательное мнение о популярной новинке того времени — мини-юбках.

Она ясно выразила свое неодобрение: «Dégoütant! Теперь я знаю, почему мужчины разлюбили женщин». И она до конца придерживалась своего мнения – юбка должна быть чуть ниже колена.

Некоторые историки моды считают, что Кристиан Диор и Габриэль Шанель — единственные модельеры в истории, создавшие совершенно новый стиль. Диор удивил мир моды после Второй мировой войны, а Шанель сделала то же самое после первой. В нашем восприятии женщина 1920-х годов одета в простое черное платье Chanel, а женщина 1950-х годов — в платья new look от Dior. И сегодня эти модели ассоциируются с целыми эпохами.

История Габриэль Шанель - это классическая драма в стиле Диккенса о девушке из нищеты, которая смогла завоевать модный мир и стать его королевой.-21

По этой причине Шанель занимает особое место в мировой истории.

Как она сама говорила, комментируя свое решение не выходить замуж за герцога Вестминстерского: «Существует уже три Герцогини Вестминстерские. Коко Шанель же есть только одна». И никто никогда не займет ее место.»

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять