Наши статьи

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ: народность, идейность, конкретность

Погружение в атмосферу, историю и мысли. Время отвлечься.

Поговорим немного об искусстве на Южном Урале, узнаем факты, интересные вещи и сухие выжимки из истории картин и художников. Так прямолинейно и быстро? Да. На данной странице мы организовали для Вас уже существующую выставку и уже готовы рассказать о ней.

Тема, с которой вы ознакомитесь: «Соцреализм. Народность. Идейность. Конкретность».

Что же такое соцреализм?

Социалисти́ческий реали́зм (соцреали́зм) — главенствующее художественное направление литературы и искусства в СССР и других социалистических странах. Его основные признаки запечатлены в нашем названии.

Нестеров В.Д. - "земля слушает" (1965)
Нестеров В.Д. — «земля слушает» (1965)

Народность. Под этим подразумевалась «понятность» искусства для простого народа, т.е. это искусство было достаточно массовым, а не элитарным.

Идейность. Соцреализм призван показать мирный быт народа, как они жили и работали, что их вдохновляло, что и можно будет увидеть на данной выставке.

Конкретность. Искусство соцреализма стремилось показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому (достаточно приземленному, не философскому) пониманию истории.

1 стена

Открывают выставку работы Магнитогорского художника-графика Юрия Осовитного, которые являются иллюстрациями к сборнику стихов «Магнит-гора» южноуральского поэта Бориса Ручьева. Большая часть жизни и творчества поэта были посвящены Магнитогорску, предлагаю прослушать вам отрывок из его произведения «две песни о магнит горе»

Иллюстрации Юрия Осовитного 1939 г.
Иллюстрации Юрия Осовитного 1939 г.

Невидимый, невредимый,
силу тайную хранит
в сердце родины таимый
удивительный магнит.
Мне на свете нет покоя,
нет удачи, нет добра —
неотступною тоскою
извела Магнит-гора.
Над моим усталым сердцем
пусть же, здравствуя, живет
всю планету громовержцем
потрясающий завод.
Как сердца стучат машины,
сплав бушует огневой,
и да будут нерушимы
основания его.
Ибо в годы сотворенья
я вложил в них долей тонн —
камень личного граненья,
вечной крепости бетон.

В юности художник Осовитный работал электрослесарем на Магнитогорском металлургическом комбинате. Поэтому при создании данных работ он не столько фантазировал, сколько визуализировал свои вполне реальные воспоминания о непростом труде заводчан.

Следующая работа принадлежит художнику из Златоуста Сафину Рашиду Андреевичу. Выполнена эта работа гуашью и углем. И, видимо, для достижения большей выразительности художник всю серию картин в которую входит, и эта «Проходчики» называет– «Бокситы и уголь». Для справки, в настоящее время бокситы являются важнейшей алюминиевой рудой, на которой, за немногими исключениями, базируется почти вся мировая алюминиевая промышленность.

Р. Сафин «Проходчики» 1974 г.
Р. Сафин «Проходчики» 1974 г.

Две следующие работы выполнены в технике линогравюры и принадлежат южноуральскому художнику Черкасову Николаю. На работах изображены разные цеха Челябинского Тракторного ЗаводаЛиногравюра — способ гравирования на линолеуме. Возникла эта техника на рубеже XIX—XX веков с изобретением линолеума. Инструменты для линогравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей. После того как на обратной стороне линолеума вырезан рисунок, на него накатывается валиком краска и отпечатывается (в зеркальном отражении) на бумаге или холсте. В технике линогравюры работали Анри Матисс, Пабло Пикассо. Применяется как чёрно-белая, так и цветная линогравюра. Разноцветное изображение получается с помощью применения нескольких матриц (по количеству цветов). Делается также линогравюра, раскрашенная акварелью, гуашью или другими красками.

Анри Матисс (ранний) —  социальный реализм
Анри Матисс (ранний) — социальный реализм
«Танец» —  Анри Матисс (поздний) - авангардизм
«Танец» — Анри Матисс (поздний) — авангардизм
«ARTIST’S MOTHER» — Пабло Пикассо (ранний) - социальный реализм
«ARTIST’S MOTHER» — Пабло Пикассо (ранний) — социальный реализм
«Жаклин с цветами» — Пабло Пикассо (поздний) - авангардизм
«Жаклин с цветами» — Пабло Пикассо (поздний) — авангардизм

2 стена

Следующая работа выполнена Михаилом Ткачевым. Это советский живописец, Заслуженный художник Российской Федерации. Михаил Евдокимович ушел из жизни относительно недавно (2008) но оставил он после себя огромное наследие. Он писал пейзажи, портреты, жанровые и батальные картины, этюды с натуры. Ведущие темы творчества — малая Родина художника и память военной поры. Колорит работ сдержанный, с преобладанием зелёных и охристых тонов. Живопись строится на передаче светотеневых эффектов, тональных отношений и конструктивной роли рисунка.

Михаил Ткачёв «Рудник горы Магнитной» 1975 г.
Михаил Ткачёв «Рудник горы Магнитной» 1975 г.

Данная работа «Рудник горы Магнитной», выполнена в технике монотипия. Моноти́пия — разновидность графического искусства и техники печатной графики. Изображение в этой технике наносится художником кистью масляной или типографской краской на плоскую металлическую пластину (в зеркальном отражении), с которой производится печать на увлажнённую бумагу под давлением. Произведениям, выполненным в технике монотипии, присущи плавность и мягкость очертаний форм. В технике монотипии отсутствует возможность тиражирования. С печатной формы можно получить только один качественный отпечаток (отсюда название МОНО). После печати краска смывается, и художник может использовать металлическую пластину вторично, но для иного изображения. Характерная особенность монотипии — мягкость тональных переходов, размытость контуров, что мы и можем проследить в этой работе. Во многих случаях монотипия напоминает акварель по влажной бумаге.

С этим художником и с этой техникой мы еще не однократно встретимся…

Работы Николая Богомолова 1960 - 1961 гг.
Работы Николая Богомолова 1960 — 1961 гг.

Сейчас рассмотрим три работы Николая Богомолова. Написаны они в один период, это можно определить и без датировки, ведь помимо общей темы (Челябинский Металлургический Завод), художник писал эти работы явно прибывая в одном и том же умонастроении. Несмотря на общую мрачность и серость фона, индустриальные пейзажи не несут никакого гнетущего воздействия. На всех трех работах можно найти наиболее светлое пятно, где сквозь дым пыль и тучи вот-вот пробьется солнце. Так же на работах все острые углы и четкие геометрические форм смягчены, и как бы размыты широким мазком, что тоже придает работам своеобразную легкость, не смотря на отсутствие откровенно ярких цветов. К тому же такая техника позволяет увидеть заводской пейзаж сквозь некую дымку (моя ассоциация – ранее утро).

Далее мы снова можем увидеть работу Николая Черкасова «в литейном цехе ЧТЗ», так же выполненную в технике линогравюры. Если подробнее представить себе процесс создания такой работы, можно понять какая колоссальная работа проделана художником. Все что вы видите на работе белого, это и есть вырезанные специальными стамесками участки. Насколько должен быть острым инструмент, чтоб дать такой тонкий рез. Опять же, по моему мнению, необходимо обладать очень развитым абстрактам мышлением, чтобы суметь создать такие выразительные и недвусмысленные образы при помощи такой этой непростой техники, и чтобы суметь изобразить этот свет, исходящий от раскаленного жидкого металла, то как он освещает рабочих рассеивается и рождает новые тени.

Н, Черкасов «в литейном цехе ЧТЗ» 1958 г., А. Прибытов «Метзавод» 1953 г.
Н, Черкасов «в литейном цехе ЧТЗ» 1958 г., А. Прибытов «Метзавод» 1953 г.

Далее мы видим две работы посвящённых ЧМК, объединённых темой, но абсолютно разных и не похожих друг на друга. Всегда интересно посмотреть, как по-разному видят два человека, смотрящих на одно и тоже, особенно если эти двое художники.

Это работа «Метзавод» Владимира Прибытова и работа Таруса из серии «Ритмы металлургического завода». Метзавод, он же ЧМК, он же ЧМЗ, или же Бакальский металлургический завод как он назывался изначально, вдохновлял множество советских художников, в том числе и тех, что представлены на выставке, как вы уже не могли не заметить.

Думаю, во многом это связано с деятельностью завода во время второй мировой войны. Запущен завод был в 1943 году, но постановление о начале его строительства было подписана в 1941 году, за 10 дней до начала войны. Естественно, возникло множество сомнений, касательно того будет ли построен этот завод. Казалось невозможным в военное время на голом месте, среди лесов и болот возвести и наладить такое масштабное предприятие. Однако ухудшение обстановки на фронте подтвердило необходимость строительства завода в кратчайшие сроки, чтобы обеспечить нужды оборонной промышленности. На возведение завода съехались люди всей страны — из республик Средней Азии и Закавказья, из центральных районов России и Украины, из близлежащих городов и сел. Так, в марте 1942 г. в основание электросталеплавильной печи упала первая лопата грунта, а 1 мая был заложен первый кубометр бетона в фундамент цеха.

Стоит отметить, что за несколько военных месяцев на предприятии был проделан такой колоссальный объем работ, для которого в мирное время понадобилось бы два года. К концу войны челябинская сталь была уже в каждом третьем танке и боевом самолете, в каждом пятом снаряде. За всем этим стоял самоотверженный труд — как строителей, так и металлургов.

Далее представлены две работы Михаила Ткачева, отражающих уже совсем другую сторону жизни советского человека. «Уборка урожая» и «На пашне». Мне эти работы кажутся намного более безмятежными и спокойными. Глядя на них можно сделать небольшую паузу после достаточно непростой темы о тяжелом труде заводчан. На этих работах много неба и воздуха, выполнены они в более теплых и даже «уютных» тонах. По крайней мере на контрасте с предыдущими работами.

М. Ткачев «Уборка урожая» и «На пашне» 1960 г.
М. Ткачев «Уборка урожая» и «На пашне» 1960 г.

Насколько мы знаем, сельское хозяйство занимало второе место по важности в экономике СССР после промышленности. И такая работа как уборка хлеба была далеко не самой легкой и беспечной. Это произведение написано 1960 году, и тем, кто знает историю, известно, что через три года случится настоящая катастрофа в зерновом хозяйстве. Летом – осенью 1963 г. на территории Сибири и Казахстана разразится сильнейшая засуха, и истребит больше половины урожая в Алтайском крае, Омской и Новосибирской областях, Целинном крае, Карагандинской и Семипалатинской областях. Так что любая кажущаяся безмятежность внезапно может обернуться чем-то абсолютно непредсказуемым.

3 стена

На следующих работах Богомолова мы возвращаемся к основной, заводской теме, объединяющей многие из представленных работ. «Заводские пути» и «Ритмы завода» — оба произведения выполнены акварелью. Я думаю, когда Вы представляете себе акварельную работу, то наверняка Вам видится что-то очень легкое, мягкое, невесомое и полупрозрачное. Тут же можно увидеть совершенно другую реализацию этого материала. Вообще, в живописи акварель считается одним из самых сложных материалов. Акварель, в отличие от сухих и полусухих материалов, любит воду. Та самая невесомость и прозрачность, напрямую зависит от умения работать по сырому или наоборот — наносить разбавленную краску тонкими, невесомыми слоями Художник должен следить не только за количеством воды на бумаге. Необходимо понимать, насколько густо замешивать акварель для каждого мазка. Брать ли полную кисть воды лишь с небольшим количеством краски, или набирать акварель на лишь слегка влажную кисть, чтобы рисовать в так называемое технике сухой кисти. Именно из-за своей прозрачности акварель не прощает ошибок и очень сложна в исправлениях. Если более плотным материалом можно замазать нижний слой, то в акварели сделать это либо очень сложно, либо вовсе нельзя, чтобы не испортить работу. Акварель не получится и стереть, словно карандаш.

Н. Богомолов «Ритм завода»  1977 г.
Н. Богомолов «Ритм завода» 1977 г.

Ну и не последняя по значению сложность акварели состоит в том, что после высыхания она смотрится уже несколько иначе, часто бледнея. Уже высохшие части картины могут разительно отличаться по тону от еще влажных, и это вводит в заблуждение. Неопытный художник ошибается в наборе тона, и это бросается в глаза. Ту же мы видим виртуозное обращение с материалом, и использование его сложностей – как преимуществ, например, при игре с тенями и полутонами для создания глубины и придания объёма отельным элементам. К примеру, у художника на этих работах абсолютно «живой» дым, и мы прекрасно понимаем, что это не легкая дымка на переднем плане, а тяжёлое, плотное облако, которое явно продолжается далеко в глубине заводского пространства.

Работа Михала Ткачева «Будни мартена» из цикла «Магнитка» знакомит нас с внутренним устройством завода. Марте́новская печь или марте́н—это плавильная печь для переработки чугуна и лома чёрных металлов в сталь необходимого химического состава и качества. Название произошло от фамилии французского инженера и металлурга Пьера Эмиля Мартена, создавшего первую печь такого образца в 1864 году. В отличии от большинства представленных работ, художник тут применяет такой композиционный ход как ЦЕНТР. Если в большинстве просмотренных работ мы видим перспективное построение композиции, тот тут автор фокусирует наше внимание именно на человеке, на рабочем, таким ничтожным в сравнении с гигантом заводом, но являющимся по сути его сердцем и неотъемлемой частью, без которой невозможна отлаженная работа такой громадины как металлургический комбинат.

М. Ткачев «Будни мартена» 1976 г.
М. Ткачев «Будни мартена» 1976 г.

На следующем полотне Михаил Ткачев изображает рабочих на фоне завода, как мне кажется, они спешат домой после отработанной смены. Если рассматривать эту работу держа в голове концепцию, которую мы вложили в «Будни мартена», то можно заметить, каким безжизненным, неподвижным становиться завод без своих людей. Они же, уходя домой уносят с собой суету, движение (все они изображены в динамике) и даже яркие цвета, а завод, без людской энергии остаётся стоять серым, неподвижным и безжизненным, дот следующей рабочей смены.

М. Ткачев из цикла «Монотипия» 1972 г.
М. Ткачев из цикла «Монотипия» 1972 г.

Следующая работа Владимира Прибытова представляет собой не Челябинский, а Сатинский Чугуноплавильный завод. Работа так и названа «Завод в Сатке». Этот завод значительно старше ЧМК, он был построен в 1755 году Строгоновым.

А. Прибытов «Завод в Сатке» 1978 г.
А. Прибытов «Завод в Сатке» 1978 г.

В Пугачевском восстании учувствовали 12 пушек, 25 ружей изготовленных саткинцами на этом заводе.

В годы Великой Отечественной войны Сатка стала одним из центров оборонной промышленности Урала. Жители Сатки включились в движение «Все для фронта! Все для победы!». Металлурги продолжали наращивать выпуск чугуна, из которого на оборонных заводах изготавливались танки, пушки и другая боевая техника.

В. Якивец «Натюрморт с паяльной лампой»
В. Якивец «Натюрморт с паяльной лампой»

Валерий Якивец «Натюрморт с паяльной лампой». Эта работа является, пожалуй, одной из самых заметных на этой выставке, и не только благодаря своему размеру. Тут это единственный натюрморт, вообще натюрморт является излюбленной темой этого художника. Для его работ характерны метафоричность, выявление скрытых взаимосвязей предметов друг с другом и со средой, передача выразительности предметами и его окружения через живописную структуру. И это не зря. Нужно обладать большим мастерством, а самое главное, нужно очень хорошо знать и понимать людей, чтобы изображением нескольких предметов, (то в каком они находиться состоянии, насколько упорядоченно они изображены) можно было дать целостное представление о человеке и о его психологическом портрете. На холсте явно изображено чье-то рабочее место. Глядя на него, мы можем пофантазировать о том, кем был его владелец, насколько он аккуратен и организован.

4 стена

Валерий Якивец был достаточно выдающимся челябинским абстракционистом. Одним из немногих. Художник жил и работал в Челябинске. После окончания художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина сразу же началась его выставочная деятельность. Он был членом Союза художников СССР, участвовал в областных и всероссийских выставках. Он один из интереснейших художников-абстракционистов Челябинска конца XX – начала XXI вв. Его концептуальная живопись позволяет проследить переход от вещи к образу.

В. Якивец «Литейка» 2005 г.
В. Якивец «Литейка» 2005 г.

Как вы можете наблюдать по работе «Литейка», его холсты, являются выверенными композициями цвета, масштабов, плоскостей и фактур. В своем творчестве художник прошел путь от традиционной живописи до абстракционизма. Предметы (которые могли видеть на натюрморте) превратились в геометрические формы, но не утратили своего смысла. Пространство и время, их противостояние и слияние – главная тема в творчестве художника.

Следующая часть нашей выставки посвящена портретам, и две эти работы являются переходом от цеха к людям.

На линогравюрах советского художника-графика Дмитрия Фехнера «Выпуск плавки» и «Магнитогорск, сталь идет» мы видим заводчан магнитогорского металлургического комбината.

Д. Фехнер «Выпуск плавки» и «Магнитогорск, сталь идет»
Д. Фехнер «Выпуск плавки» и «Магнитогорск, сталь идет»

Вообще, ММК — удивительный феномен в отечественной истории, но зарождался он как великий эксперимент. Ведь комбинат строила вся страна. В этом огромном эксперименте было задействовано 46 проектных организаций, 108 учебных заведений, 49 железных дорог – для перевозки грузов, оборудования и рабочих. 158 заводов отправляли на Магнитострой металлоконструкции, технику, специалистов и целые бригады ударников. Производство росло, и продолжает расти бурными темпами. Все началось с уникального скопления железных руд горы Магнитной.

Н. Черкасов  «ЧТЗ. Выпуск плавки» 1950,  Н. Черкасов  «в кузнечном цехе ЧТЗ» 1955
Н. Черкасов «ЧТЗ. Выпуск плавки» 1950, Н. Черкасов «в кузнечном цехе ЧТЗ» 1955

Существует легенда о башкирском богатыре Атаче, который в тяжелых сапогах с железными подковами взобрался на гору и не мог сдвинуться с места. В связи с этим гора стала называться его именем. По мнению исследователей, имя Атач (от башкирского «этэч» — «петух») не может быть соотнесено с именем богатыря. Скорее всего, оно произошло от искаженного казахского «Ата-су», что означает «отец воды». Действительно, гора по восточному подножию источала многочисленные родники.

От легенд и догадок перейдем к вполне реальным личностям, во многом повлиявшим на ход истории нашего края и страны в целом.

К таким личностям относится и «отец» советской атомной бомбы — Игорь «Курчатов», изображенный на линогравюре свердловского художника Александра Сабурова.

А. Сабуров «Курчатов» 1977 г.
А. Сабуров «Курчатов» 1977 г.

Игорь Васи­лье­вич Кур­ча­тов родился в 1903 году в г. Симе в семье лес­ни­чего и сель­ской учи­тель­ницы. Его дет­ство и юность про­шли в Крыму. После окончания физико-мате­ма­ти­че­ский факуль­тета Таври­че­ского уни­вер­си­тета, его жизнь была навсе­гда свя­зана с физи­кой. В Челябинской области под его личным присмотром был сформирован полный цикл производства атомного оружия: в 1948 году в Озерске был запущен первый промышленный реактор «А» («Аннушка»), в 1955 году в Трехгорном на приборостроительном заводе по серийному выпуску ядерных боеприпасов произведены две первые атомные бомбы, в том же году открыт институт по разработке ядерного оружия. В СССР было лишь семь ученых и конструкторов, участвовавших в разработке ядерного оружия и трижды удостоенных звания Героя Социалистического Труда. Четверо из них работали в Челябинской области: это академик Игорь Курчатов и его соратники Ефим Славский, Кирилл Щелкин, Николай Духов, стоявшие у основ ядерного щита страны. Заслуги Курчатова перед страной и своей малой родиной невозможно измерить обычными величинами, поэтому его имя крупными буквами вписано в историю и России, и Челябинской области.

Устинов Н. «Лейтенант Ю. Гагарин» 1961 г.
Устинов Н. «Лейтенант Ю. Гагарин» 1961 г.

Следующая гравюра руки Николая Устинова посвящена Юрию Гагарину и создана она в то же 1961 году, когда Юрий совершил свой исторический полет. С этим событием связано множество интересных фактов, которых вы можете не знать, например:

ФАКТ. Чтобы совершить один виток вокруг Земли кораблю «Восток-1» потребовалось 108 минут, а в восточной философии именно это число считается сакральным (сборник высказываний Будды из 108 томов; буддийские чётки 108 бусин и тд)

ФАКТ. Перед вылетом Гагарин написал посмертное письмо своей жене. В нем сообщал, что, скорее всего, не вернется. Письмо ей он не отдал. Жена нашла его уже после того, как космонавт вернулся домой.

ФАКТ. Из-за взаимного уважения Юрия Гагарина первые люди на Луне — Нил Армстронг и Базз Олдрин — оставили на ней медаль человека, который проложил путь в космос.

ФАКТ. В 2022 году по инициативе РОСКОСМОСа были окончательно рассекречено личное дело и все архивные документы, связанные с жизнью Юрия Гагарина.

Николай Устинов, советский и российский художник, иллюстратор, народный художник РФ (в 2000г). Сейчас ему 85, он работает с различными русскими и зарубежными (в основном детскими) издательствами.

Владимир Ильич Ленин, был замечен на челябинском вокзале, где провел целых пять часов. Именно в таком виде он и был запечатлен художником на холсте. В 1897 году он направлялся в сибирскую ссылку и проезжал через Челябинск. Спустя три года тем же путем Ленин возвращался обратно. Одно время на нашем вокзале даже висела памятная табличка, гласившая: «В феврале 1897 года по пути в сибирскую ссылку и в феврале 1900 года при возвращении обратно В.И.Ленин проезжал через станцию «Челябинск».

А. Смирнов Этюд к картине «По дороге в Шушенское» 1986 г.
А. Смирнов Этюд к картине «По дороге в Шушенское» 1986 г.

На следующей работе, Василий Яранцев изобразил портрет своего однополчанина Галущенко. Яранцев Василий Александрович — художник-график, член СХ СССР, участник Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны художник воевал на Сев.-Зап., 1-м Белорус. и Прибалтийском фронтах. Участвовал в Курской битве. Ужасы войны он видел воочию. Именно поэтому при первом же рассмотрении портрета можно выделить самую «честную», самую выразительную и самую важную часть этой работы. И это конечно не ордена, это взгляд. Из-под насупившихся бровей на нас взирают темные, глубокие глаза. Думаю, каждый сможет разглядеть в них разное. Для меня это очень спокойная, смиренная грусть, капля сожаления о чем-то нам неведомом, и какая-то недоверчивость к происходящему. Война затуманила этот взгляд. Создается впечатление, что эти тяжелые, косматые брови так низко нависают над глазами, только для того, чтобы отгородить смотрящего от созерцания будущего, которое сейчас так неясно и тревожно.

В. Яранцев «Портрет однополчанина А.М. Галущенко» 1987 г.
В. Яранцев «Портрет однополчанина А.М. Галущенко» 1987 г.

Далее перед нам представлены две работы, посвященные некому-то конкретному, а абстрактному, собирательному образу. Первая из них – работа авторства Александра Козлова. Александр – уроженец города Челябинск. Свою жизнь он посвятил живописи, графике и сценографии. Художник участвовал во многих международных выставках и выставках советского искусства за рубежом. В начале 1930-х подвергся обвинениям в формализме и «скатывании на позиции буржуазного искусства»; но несмотря ни на что продолжал активно работать, сохраняя приверженность экспрессивной манере. Сегодня творчество Козлова представлено в ряде музейных собраний, среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственный литературный музей и многие другие.

Работа Германа Травникова «Птичница» -единственный женский образ на нашей выставке. При том, назвать этот образ «нежным» можно с трудом. Профессия птичницы была исключительно женская. Такого понятия как «птичник», попросту не существовало. В обязанности девушки входил: уход, подготовка кормов, кормление птицы, ежедневный сбор яиц по гнездам и сдача их на склады или бригадиру, содержание в чистоте птичника и инвентаря, предупреждающих появление заболеваний. Такой труд совсем не был легким, что мы можем понять по лицу излишне серьезной молодой девушки.

Г. Травников «Птичница» 1960 г., А. Козлов «Портрет»
Г. Травников «Птичница» 1960 г., А. Козлов «Портрет»

Данный блок, посвященный портретам, завершает работа саткинского художника Александра Суханова. Особенность этого художника заключается в его неординарном подходе к написанию своих работ. При написании Александр использует разные, неожиданные материалы: домотканый половик, покрывало, вязанные крючком кружева, пенопласт, бархат, циферблат от часов, гипюр и многое другое. Стиль написания, близкий к экспрессионизму, художник стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению своего эмоционального состояния через смотрящего нас героя. Лицо этого персонажа составлено как лоскутное одеяло или мозаика, из контрастных пятен. При этом нам абсолютно ясна его эмоция и настроение. Подобное работы намного выразительнее смотрятся при небольшом отдалении. Стоит нам немного отойти, и все контрастные световые и цветовые пятна складываться в единое целое.

А. Суханов «Роман Арсентьевич Головачёв» 1985 г.
А. Суханов «Роман Арсентьевич Головачёв» 1985 г.

Сегодня работы А. Г. Суханова хранятся в российских и зарубежных музеях и частных коллекциях – в Санкт-Петербурге, Челябинске, Сатке, а также в Нидерландах, Франции, Бельгии.

5 стена

Мы переходим к завещающей части выставки, и представлена она работами посвященными городскому, индустриальному пейзажу.

Н. Богомолов  «Проспект Б. Хмельницкого» 1967-1968 гг.
Н. Богомолов «Проспект Б. Хмельницкого» 1967-1968 гг.

На данной работе Челябинский «Проспект Б. Хмельницкого» глазами художника Николая Богомолова. Этот проспект один из самых широких в Челябинске. Начинается он на востоке, у Дворца культуры металлургов, и широкой полосой уходит на запад. На всём протяжении проспекта – двойная аллея, где чередуются газоны и цветники.

Н. Богомолов  «Район ЧМЗ» 1965 г.
Н. Богомолов «Район ЧМЗ» 1965 г.

Следующая работа Богомолова носит название «Район ЧМЗ». В этой работе использованы цвета, которые мы не очень-то и привыкли видеть в нашем городе. Челябинск Богомолова наполнен светом и яркими красками. Сегодня Металлургический район похож на отдельный маленький город рядом с мегаполисом. Его жители часто утверждают, что здесь все друг друга знают, а слухи разносятся со скоростью света. Такая особенность присуща многим соц. городкам, а ведь именно соц. городом задумывался и строился этот район. Металлургический район был образован в 1946 году. И долгое время хозяином здесь был завод, который строил жилые кварталы, стадионы, школы и объекты культуры. А начиналось всё, как и в Тракторозаводском, с землянок, бараков и соц. города. Сама концепция нового города социалистического типа сформировались в условиях культурной революции и развития архитектуры авангарда. Перед проектировщиками стояли задачи преодоления противоположностей между городом и деревней, формирования человека-коллективиста. Концепция соц. города предполагала охват всей системы общественного обслуживания, включающей: фабрики-кухни, столовые, прачечные и бани, больничные городки, ясли и детские сады, школы-семилетки и школы фабрично-заводского ученичества, втузы, клубы и дворцы культуры, парки культуры и отдыха. Видимо именно такую утопическую реальность видел вокруг себя Богомолов, когда изображал этот полный света и красок уголок нашего города.

М. Ткачев «Первый снег»  1978 г.
М. Ткачев «Первый снег» 1978 г.

Следующая работа Михаила Ткачева «Первый снег» изображает набережную города Челябинск. Данная работа используется во многих сборниках, посвященных истории и культуре нашего города. Это работа так же выполнена в технике – монотипия. Эта картина имеет несколько репродукций выполненных самим художником. Одна из них по чьей-то ошибке попав в сеть, получила шуточное название «лыжи вместо интернета». И это название вызвало большой резонанс у публики, открыв активное обсуждение о том, каким был досуг советских школьников и студентов. О соседях, которых знаешь по именам, о детях, которые беззаботно играют во дворе, строят горку, играют в хоккей, снежки, строят снеговиков.

М. Ткачев «Двор Монотипия»  1973 г.
М. Ткачев «Двор Монотипия» 1973 г.

«Двор монотипия» Один из таких дворов изображен на следующей работе Михаила Ткачева, правда снег тут уже не лежит. Поэтому дети не стоят горку, а играют в песочнице, общаясь, балуясь, возможно примеряя на себя в шутку роли взрослых. Как бывает, когда во дворе играют в магазин с листочками вместо денег или в дочка-матери.

Далее мы видим «Саткинский пейзаж» Василия Горелова, челябинского художника, педагога и заслуженного работника культуры Российской Федерации. В 2009 году в нашем вузе даже состоялась персональная выставка этого художника. Горелова всегда были интересны горы и реки, заводские корпуса и высокие ослепительно белые дома-новостройки, цветы и березовые перелески. Художник справлялся по реке Ай и в это время писал южно-уральские пейзажи. Неоднократно он выставлял свои работы в залах Челябинска. В основе всего творческого метода Горелова лежит жизненное переживание увиденного. Но он не копировал его, а по-своему преломлял в сознании, и только так и тогда появлялось произведение. Он говорил: «Я считаю живопись первоосновой. Чем больше пишу, тем больше хочется. Хочется писать постоянно. Глаз остро воспринимает увиденное… и очень сильно… еще сильнее переживает душа…».

В. Горелов «Саткинский пейзаж» 1983 г.
В. Горелов «Саткинский пейзаж» 1983 г.

И завершает нашу выставку работа Николая Черкасова «Город». Эта некая фантазия на тему Челябинска не является географически точной, но ней художник изобразил все то, что, по его мнению, составляет портрет нашего города. Тут и водонапорная башня, и архив и многое другое, чем дальше вглядываешься в картину, тем больше находишь в ней знакомого.

Н. Черкасов «Город» 1983 г.
Н. Черкасов «Город» 1983 г.

Итак, мы с вами стали посетителями выставки «СОЦРЕАЛИМ. Народность. Идейность. Конкретность». Думаю, на ней вам не только удалость познакомиться с работами уральских художников 1930-1990 годов, и узнать, что окружало и вдохновляло, но и чуть глубже узнать историю нашего края.

Статья Щербаковой Анастасии, выставка в ЧГИК, Картины представлены на выставке из личной коллекции Николая Ильича Перевозчикова..

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять